#Заметка_КРЯК
Свобода - рациональное осознание своих реальных интересов (необходимостей) и возможность их достижения, как субъективная (например, знания), так и объективная (без ног не побегаешь). Причем осознание не только того, что необходимо, но и почему необходимо, то есть какие объективные предпосылки сформировали наше желание/потребность (https://vk.com/wall-213062587_543).
Человек всегда действует в своих интересах, даже когда удовлетворяет чужие потребности. Например, хозяин кормит своего любимого питомца, потому что он заинтересован, чтобы тот не умер от голода.
Но исполняемые человеком личные интересы не всегда реальные – намного чаще они неосознанные и навязанные - либо насильственно, либо ненасильственно. Рабы работали, потому что в противном случае их отхлыщут – в интересах раба становится работать, а не получать боль. Рабы, конечно, осознавали свой реальный интерес – перестать быть рабами, но у них не было объективной возможности достижения этой цели - рабские восстания жестко подавлялись.
Ненасильственное навязывание же происходит через формирование сознания человека окружающей его средой – он начинает подчиняться нормам морали (готовым ответам) без осмысления, почему то или иное плохо/хорошо; воспроизводить господствующие в обществе идеи, считая их своими собственными и так далее (но все эти идеи, конечно, имеют объективные предпосылки (а иногда и осознанность, и осмысленность), которые их и сформировали, и некоторую пользу).
Чтобы осознать реальные свои интересы, необходимо отринуть все готовые ответы, которые дают нам мораль, религия, общественное мнение и так далее, и рационально, по-научному обдумать текущее положение дел. Если все было сделано правильно, то человек придет к марксистскому взгляду на мир, ведь от прихода новой ОЭФ (Общественно-Экономической Формации) выиграют все люди – и пролетарии, и буржуазия, так как представители обоих классов получат возможность заниматься свободным творческим трудом и начнут господствовать над вещами, а не позволять вещам (например, деньгам) господствовать над ними, как происходит в данный момент. Да и Жан-Поль Сартр говорил, что социализм освобождает не только пролетариат, но и в известной освобождает самого капиталиста, потому что он тоже загнан в определенную систему общественных отношений (https://youtu.be/aMasc8f2OSs?t=1543).
Таким образом, у нас теперь осознан реальный интерес – построение коммунистического общества. И я думаю, что здесь мы можем идти на любые скверные, с точки зрения морали, поступки, ухищрения, предательства и т.д., если все это будет полезно нам для достижения поставленной цели. Конечно, очень романтично гордо умереть в борьбе с капиталистами за идею, но делу это не сильно поможет, намного эффективнее было бы жить за идею и приносить пользу. Понятное дело, что зависит от определенных обстоятельств, надо ли сохранить свою жизнь, пойдя на сотрудничество с врагом, или лучше пожертвовать собой. Например, если можно выжить, сдав своих товарищей, то это плохой вариант, потому что их несколько, они принесут больше пользы, чем ты один. А если есть возможность пообещать всех сдать, дезинформировать и попытаться сбежать, то это будет, конечно, бесчестно, но зато полезно.
Справедливо могут отметить, что это противоречит коммунистической идеологии в области её морали. Дескать, коммунистам положено всем помогать, нельзя обманывать и так далее. Да, в большинстве случаев так делать нужно, чтобы завоевать доверие масс, но все же не абсолютно всегда. Надо анализировать условия, в которых мы находимся, и действовать не по готовому шаблону, а в соответствии с этим анализом. В то время как сторонники коммунистической идеологии, действительно, являются наиболее близкими союзниками марксистов, тем не менее коммунистическая идеология есть лишь поверхностное, частичное и не во всём достоверное отражение марксистских взглядов. Идеология, по Марксу, является «ложным сознанием, превратным мировоззрением», а не научным взглядом на мир.
Автор - Чакыр Маняо Джиджа.